Пояснительная записка

 

 

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2. Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Результаты лонгитюдных3 исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния4. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Целеполагание

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;

- понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);

- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5–9-х классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей:

Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

1 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html 30

2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 го-да: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI

3Лонгитюдное исследование — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Например, результаты одних и тех же школьников, но в последовательном переходе их из класса в класс.

4 Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании PISA-2018 // Учительская газета, №47, 21 ноября 2017 г. URL: http://www.ug.ru/archive/72357

Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.

Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.

Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

 

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА

Метапредметные и предметные

 

Грамотность

                                  

Читательская

Математическая

Естественнонаучная

Финансовая

5 класс

Уровень узнавания и понимания

находит и извлекает информацию из различных текстов

находит и извлекает математическую информацию в различном контексте

находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте

находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте

6 класс

Уровень понимания и применения

применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем

применяет математические знания для решения разного рода проблем

объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний

применяет финансовые знания для решения разного рода проблем

7 класс

Уровень анализа и синтеза

анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста

формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации

распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте

анализирует информацию в финансовом контексте

8 класс

Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания

оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания

интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации

интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания

оценивает финансовые проблемы в различном контексте

9 класс

Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания

оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания

интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации

интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания

оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения

 

Личностные результаты

Грамотность

 

Читательская

Математическая

Естественнонаучная

Финансовая

5-9 классы

оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  КУРСА

5-й класс

Читательская грамотность: Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественный и технический). Работа со сплошным текстом.

Математическая грамотность: Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Естественнонаучная грамотность: Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека. Движение и взаимодействие частиц. Вода. Уникальность воды. Земля, внутреннее строение Земли. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.

Финансовая грамотность: Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги.

 

6-й класс

Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. Древнерусская летопись. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт, репортаж). Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

Математическая грамотность: Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.

Естественнонаучная грамотность: Тело и вещества. Агрегатные состояния. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.

Финансовая грамотность: Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Как заработать деньги?

 

7-й класс

Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.

Математическая грамотность: Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач реальной жизни. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.

Естественнонаучная грамотность: Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Исследование океана. Использование подводных дронов. Эволюция органического мира.

Финансовая грамотность: Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.

 

8-й класс

        Читательская грамотность: Определение    основной   темы и       идеи  в

драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация).

Математическая грамотность: Работа с информацией, представленной в  форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.

Интерпретация  трёхмерных        изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение        типичных   математических  задач, требующих прохождения этапа моделирования.

Естественнонаучная грамотность: Занимательное электричество. Магнетизм и электромагнетизм. Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. Системы жизнедеятельности человека.

Финансовая грамотность: Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес   подростков         и       идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.

9-й класс

Читательская грамотность: Формирование читательских умений с опорой на

текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление         содержания         текстов       научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Типы     текстов:      текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы  задач на         грамотность.       Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация).

Математическая грамотность: Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Представление        данных       в        виде  диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.

Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические  явления      и зависимости.

Естественнонаучная грамотность: На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Изменения состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая  характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных

и микроорганизмов. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

Основы рационального природопользования.

Финансовая грамотность: Ценные        бумаги.      Векселя      и облигации: российская специфика. Риски       акций         и       управление ими. Гибридные инструменты.     Биржа        и       брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование.  Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное      и        негосударственное пенсионное страхование. Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником.

 

 

 

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

п\п

Название раздела и тема урока

Кол-во часов

5 класс

Модуль «Основы читательской грамотности»

1

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

1

2

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля

1

3

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

4

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Работа со сплошным текстом

1

5

Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

6

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

7

Работа со сплошным текстом.

1

8

Проведение рубежной аттестации.

1

Модуль «Основы математической грамотности»

9

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

1

10

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

11

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.

1

12

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

13

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.

1

14

Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

1

15

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.

1

16

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

1

17

Проведение рубежной аттестации.

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

Звуковые явления

18

Звуковые    явления.  Звуки   живой   и   неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.

1

19

Устройство            динамика.           Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

1

Строение вещества

20

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы.

1

21

Вода. Уникальность воды.

1

22

Углекислый газ в природе и его значение.

1

Земля и земная кора. Минералы

23

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

1

24

Атмосфера Земли.

1

25

Уникальность     планеты   Земля.   Условия   для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

1

26

Проведение рубежной аттестации.

1

Модуль: «Основы финансовой грамотности»

27

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

28

Деньги в разных странах

1

29

Деньги настоящие и ненастоящие

1

30

Как разумно делать покупки?

1

31

Кто такие мошенники?

1

32

Личные деньги

1

33

Сколько стоит «своё дело»?

1

34

Проведение рубежной аттестации.

1

35

Выполнение диагностической работы

1

 

 

 

 

 

 

 

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

п\п

Название раздела и тема урока

Кол-во часов

6 класс

Модуль «Основы читательской грамотности»

1

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

1

2

Древнерусская        летопись информации о реалиях времени.

1

3

Сопоставление      содержания    художественных текстов. Определение         авторской       позиции           в художественных текстах.

1

4

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

1

5

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)

1

6

Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.

1

7

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1

8

Проведение рубежной аттестации.

1

Модуль «Основы математической грамотности»

9

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.

1

10

Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем.

1

11

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.

1

12

Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).

1

13

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

 

14

Графы и их применение в решении задач.

1

15

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге,  конструирование.

1

16

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.

1

17

Проведение рубежной аттестации

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

Строение вещества

18

Тело    и вещество. Агрегатные состояния вещества.

1

19

Масса. Измерение массы тел.

1

20

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.

 

Тепловые явления

21

Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры.

1

22

Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.

1

Земля, Солнечная система и Вселенная

23

Представления о Вселенной. Модель Вселенной.

1

24

Модель солнечной системы.

1

Живая природа

25

Царства живой природы

1

26

Проведение рубежной аттестации.

1

Модуль: «Основы финансовой грамотности»

27

Удивительные    факты   и   истории   о   деньгах. Нумизматика. «Сувенирные»    деньги. Фальшивые деньги: история и современность.

1

28

Откуда       берутся      деньги?      Виды          доходов.

1

29

Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

1

30

Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты.

1

31

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

32

Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?

1

33

Личные деньги

1

34

Проведение рубежной аттестации.

1

35

Выполнение диагностической работы

1

 

 

 

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

п\п

Название раздела и тема урока

Кол-во часов

7 класс

Модуль «Основы читательской грамотности»

1

Определение    основной    темы    и     идеи     в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.

1

2

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в  текстах.

1

3

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

1

4

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).

1

5

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.

1

6

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

1

7

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы.

1

8

Проведение рубежной аттестации.

1

Модуль «Основы математической грамотности»

9

Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений.

1

10

Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.

1

11

Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу.

1

12

Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

1

13

Решение   задач на вероятность событий в реальной жизни.

1

14

Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики.

1

15

Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.

1

16

Решение геометрических задач исследовательского характера.

1

17

Проведение рубежной аттестации.

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

Структура и свойства вещества

18

Почему   все   тела   нам   кажутся   сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

1

Механические явления. Силы и движение

19

Механическое движение. Инерция. Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.

1

20

Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.

1

Земля, мировой океан

21

Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган,  торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.

1

22

Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов.

1

Биологическое разнообразие

23

Растения. Генная модификация растений.

1

24

Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых.

1

25

Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы.

1

26

Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц.  Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция.

1

27

Проведение рубежной аттестации.

1

Модуль: «Основы финансовой грамотности»

28

Что такое налоги и почему мы их должны платить?

1

29

Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы.

1

30

Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?

1

31

Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.

1

32

История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.

1

33

Вклады:    как     сохранить    и     приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане.

1

34

Проведение рубежной аттестации.

1

35

Выполнение диагностической работы

1

 

 

 

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

п\п

Название раздела и тема урока

Кол-во часов

8 класс

Модуль «Основы читательской грамотности»

1

Определение    основной    темы    и     идеи     в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.

1

2

Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах.

1

3

Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?

1

4

Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы)

1

5

Поиск ошибок в предложенном тексте.

1

6

Типы задач на грамотность. Информационные задачи.

1

7

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация).

1

8

Проведение рубежной аттестации.

1

Модуль «Основы математической грамотности»

9

Работа с информацией, представленной в  форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

1

10

Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.

1

11

Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения.

1

12

Алгебраические связи между элементами фигур: теорема  пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство.

1

13

Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.

1

14

Интерпретация      трёхмерных      изображений, построение фигур.

1

15

Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события.

1

16

Решение     типичных    математических    задач, требующих прохождения этапа моделирования.

1

17

Проведение рубежной аттестации.

 

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

Структура и свойства вещества (электрические явления)

18

Занимательное электричество.

1

Электромагнитные явления. Производство электроэнергии

19

Магнетизм и электромагнетизм.

1

20

Строительство плотин. Гидроэлектростанции.

1

21

Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций.

 

22

Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.

1

Биология человека (здоровье, гигиена, питание)

23

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.

1

24

Системы жизнедеятельности человека.

1

25

Проведение рубежной аттестации.

1

Модуль: «Основы финансовой грамотности»

26

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.

1

27

Как сберечь личный капитал?

1

28

Модель трех капиталов.

1

29

Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.

1

30

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план.

1

31

Государство и малый бизнес.

1

32

Бизнес      подростков     и     идеи.  Молодые предприниматели.

1

33

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.

1

34

Проведение рубежной аттестации.

1

35-36

Выполнение диагностической работы

2

 

 

 

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

п\п

Название раздела и тема урока

Кол-во часов

9 класс

Модуль «Основы читательской грамотности»

1

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации.

1

2

Сопоставление   содержания   текстов   научного стиля. Образовательные ситуации в текстах.

1

3

Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации?

1

4

Типы            текстов:            текст-аргументация (комментарий, научное обоснование).

1

5

Составление плана на основе исходного текста.

1

6

Типы   задач   на   грамотность.  Аналитические (конструирующие) задачи.

1

7

Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация).

1

8

Проведение рубежной аттестации.

1

Модуль «Основы математической грамотности»

9

Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы.

1

10

Представление    данных    в    виде    диаграмм. Простые и сложные вопросы.

1

11

Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.

1

12

Задачи с лишними данными.

1

13

Решение типичных задач через систему линейных уравнений.

1

14

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.

1

15

Решение стереометрических задач.

1

16

Вероятностные,    статистические     явления    и зависимости.

1

17

Проведение рубежной аттестации.

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

Структура и свойства вещества

18

На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность.

1

Химические изменения состояния вещества

19

Изменения состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений.

1

Наследственность биологических объектов

20

Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков.

1

21

Вид и популяции. Общая характеристика популяции.  Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов.

1

22

Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных

и микроорганизмов.

1

Экологическая система

23

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы.

1

24

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

1

25

Проведение рубежной аттестации.

1

Модуль: «Основы финансовой грамотности»

26

Ценные     бумаги.     Векселя     и облигации: российская специфика.

1

27

Риски   акций   и   управление   ими. Гибридные инструменты. Биржа  и          брокеры. Фондовые индексы.

1

28

Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.

1

29

Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.

1

30

Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц.

1

31

Государственное         и          негосударственное пенсионное страхование.

1

32

Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником.

1

33

Проведение рубежной аттестации.

1

34

Выполнение диагностической работы

1