Пояснительная записка
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2. Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных3 исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния4. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
- понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5–9-х классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей:
Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
1 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html 30
2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 го-да: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI
3Лонгитюдное исследование — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Например, результаты одних и тех же школьников, но в последовательном переходе их из класса в класс.
4 Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании PISA-2018 // Учительская газета, №47, 21 ноября 2017 г. URL: http://www.ug.ru/archive/72357
Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.
Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
Метапредметные и предметные
Грамотность |
||||
|
Читательская |
Математическая |
Естественнонаучная |
Финансовая |
5 класс Уровень узнавания и понимания |
находит и извлекает информацию из различных текстов |
находит и извлекает математическую информацию в различном контексте |
находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте |
находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте |
6 класс Уровень понимания и применения |
применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем |
применяет математические знания для решения разного рода проблем |
объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний |
применяет финансовые знания для решения разного рода проблем |
7 класс Уровень анализа и синтеза |
анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста |
формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации |
распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте |
анализирует информацию в финансовом контексте |
8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания |
оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания |
интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации |
интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания |
оценивает финансовые проблемы в различном контексте |
9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания |
оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания |
интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации |
интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания |
оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения |
Личностные результаты
Грамотность |
||||
|
Читательская |
Математическая |
Естественнонаучная |
Финансовая |
5-9 классы |
оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному |
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей |
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей |
оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественный и технический). Работа со сплошным текстом.
Математическая грамотность: Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Естественнонаучная грамотность: Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека. Движение и взаимодействие частиц. Вода. Уникальность воды. Земля, внутреннее строение Земли. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.
Финансовая грамотность: Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги.
6-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. Древнерусская летопись. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт, репортаж). Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
Математическая грамотность: Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.
Естественнонаучная грамотность: Тело и вещества. Агрегатные состояния. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.
Финансовая грамотность: Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Как заработать деньги?
7-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.
Математическая грамотность: Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач реальной жизни. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
Естественнонаучная грамотность: Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Исследование океана. Использование подводных дронов. Эволюция органического мира.
Финансовая грамотность: Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.
8-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация).
Математическая грамотность: Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.
Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования.
Естественнонаучная грамотность: Занимательное электричество. Магнетизм и электромагнетизм. Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. Системы жизнедеятельности человека.
Финансовая грамотность: Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.
9-й класс
Читательская грамотность: Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация).
Математическая грамотность: Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.
Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости.
Естественнонаучная грамотность: На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Изменения состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных
и микроорганизмов. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы рационального природопользования.
Финансовая грамотность: Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ |
||
№ п\п |
Название раздела и тема урока |
Кол-во часов |
5 класс Модуль «Основы читательской грамотности» |
||
1 |
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. |
1 |
2 |
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля |
1 |
3 |
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? |
1 |
4 |
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Работа со сплошным текстом |
1 |
5 |
Что такое вопрос? Виды вопросов. |
1 |
6 |
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. |
1 |
7 |
Работа со сплошным текстом. |
1 |
8 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Модуль «Основы математической грамотности» |
||
9 |
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. |
1 |
10 |
Сюжетные задачи, решаемые с конца. |
1 |
11 |
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. |
1 |
12 |
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. |
1 |
13 |
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. |
1 |
14 |
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. |
1 |
15 |
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. |
1 |
16 |
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. |
1 |
17 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» |
||
Звуковые явления |
||
18 |
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. |
1 |
19 |
Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. |
1 |
Строение вещества |
||
20 |
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. |
1 |
21 |
Вода. Уникальность воды. |
1 |
22 |
Углекислый газ в природе и его значение. |
1 |
Земля и земная кора. Минералы |
||
23 |
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. |
1 |
24 |
Атмосфера Земли. |
1 |
25 |
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. |
1 |
26 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Модуль: «Основы финансовой грамотности» |
||
27 |
Как появились деньги? Что могут деньги? |
1 |
28 |
Деньги в разных странах |
1 |
29 |
Деньги настоящие и ненастоящие |
1 |
30 |
Как разумно делать покупки? |
1 |
31 |
Кто такие мошенники? |
1 |
32 |
Личные деньги |
1 |
33 |
Сколько стоит «своё дело»? |
1 |
34 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
35 |
Выполнение диагностической работы |
1 |
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ |
||
№ п\п |
Название раздела и тема урока |
Кол-во часов |
6 класс Модуль «Основы читательской грамотности» |
||
1 |
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении |
1 |
2 |
Древнерусская летопись информации о реалиях времени. |
1 |
3 |
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. |
1 |
4 |
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? |
1 |
5 |
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) |
1 |
6 |
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. |
1 |
7 |
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. |
1 |
8 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Модуль «Основы математической грамотности» |
||
9 |
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. |
1 |
10 |
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. |
1 |
11 |
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. |
1 |
12 |
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). |
1 |
13 |
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. |
|
14 |
Графы и их применение в решении задач. |
1 |
15 |
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. |
1 |
16 |
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. |
1 |
17 |
Проведение рубежной аттестации |
1 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» |
||
Строение вещества |
||
18 |
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. |
1 |
19 |
Масса. Измерение массы тел. |
1 |
20 |
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. |
|
Тепловые явления |
||
21 |
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. |
1 |
22 |
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. |
1 |
Земля, Солнечная система и Вселенная |
||
23 |
Представления о Вселенной. Модель Вселенной. |
1 |
24 |
Модель солнечной системы. |
1 |
Живая природа |
||
25 |
Царства живой природы |
1 |
26 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Модуль: «Основы финансовой грамотности» |
||
27 |
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. |
1 |
28 |
Откуда берутся деньги? Виды доходов. |
1 |
29 |
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? |
1 |
30 |
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. |
1 |
31 |
Социальные выплаты: пенсии, пособия. |
1 |
32 |
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? |
1 |
33 |
Личные деньги |
1 |
34 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
35 |
Выполнение диагностической работы |
1 |
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ |
||
№ п\п |
Название раздела и тема урока |
Кол-во часов |
7 класс Модуль «Основы читательской грамотности» |
||
1 |
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. |
1 |
2 |
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. |
1 |
3 |
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? |
1 |
4 |
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). |
1 |
5 |
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. |
1 |
6 |
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. |
1 |
7 |
Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. |
1 |
8 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Модуль «Основы математической грамотности» |
||
9 |
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. |
1 |
10 |
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. |
1 |
11 |
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. |
1 |
12 |
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. |
1 |
13 |
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. |
1 |
14 |
Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. |
1 |
15 |
Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. |
1 |
16 |
Решение геометрических задач исследовательского характера. |
1 |
17 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» |
||
Структура и свойства вещества |
||
18 |
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. |
1 |
Механические явления. Силы и движение |
||
19 |
Механическое движение. Инерция. Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. |
1 |
20 |
Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. |
1 |
Земля, мировой океан |
||
21 |
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. |
1 |
22 |
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. |
1 |
Биологическое разнообразие |
||
23 |
Растения. Генная модификация растений. |
1 |
24 |
Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. |
1 |
25 |
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. |
1 |
26 |
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. |
1 |
27 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Модуль: «Основы финансовой грамотности» |
||
28 |
Что такое налоги и почему мы их должны платить? |
1 |
29 |
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. |
1 |
30 |
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? |
1 |
31 |
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. |
1 |
32 |
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. |
1 |
33 |
Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. |
1 |
34 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
35 |
Выполнение диагностической работы |
1 |
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ |
||
№ п\п |
Название раздела и тема урока |
Кол-во часов |
8 класс Модуль «Основы читательской грамотности» |
||
1 |
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. |
1 |
2 |
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. |
1 |
3 |
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? |
1 |
4 |
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) |
1 |
5 |
Поиск ошибок в предложенном тексте. |
1 |
6 |
Типы задач на грамотность. Информационные задачи. |
1 |
7 |
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация). |
1 |
8 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Модуль «Основы математической грамотности» |
||
9 |
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. |
1 |
10 |
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. |
1 |
11 |
Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. |
1 |
12 |
Алгебраические связи между элементами фигур: теорема пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. |
1 |
13 |
Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. |
1 |
14 |
Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. |
1 |
15 |
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. |
1 |
16 |
Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. |
1 |
17 |
Проведение рубежной аттестации. |
|
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» |
||
Структура и свойства вещества (электрические явления) |
||
18 |
Занимательное электричество. |
1 |
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии |
||
19 |
Магнетизм и электромагнетизм. |
1 |
20 |
Строительство плотин. Гидроэлектростанции. |
1 |
21 |
Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. |
|
22 |
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. |
1 |
Биология человека (здоровье, гигиена, питание) |
||
23 |
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. |
1 |
24 |
Системы жизнедеятельности человека. |
1 |
25 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Модуль: «Основы финансовой грамотности» |
||
26 |
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. |
1 |
27 |
Как сберечь личный капитал? |
1 |
28 |
Модель трех капиталов. |
1 |
29 |
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. |
1 |
30 |
Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. |
1 |
31 |
Государство и малый бизнес. |
1 |
32 |
Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. |
1 |
33 |
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. |
1 |
34 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
35-36 |
Выполнение диагностической работы |
2 |
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ |
||
№ п\п |
Название раздела и тема урока |
Кол-во часов |
9 класс Модуль «Основы читательской грамотности» |
||
1 |
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. |
1 |
2 |
Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. |
1 |
3 |
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? |
1 |
4 |
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). |
1 |
5 |
Составление плана на основе исходного текста. |
1 |
6 |
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. |
1 |
7 |
Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). |
1 |
8 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Модуль «Основы математической грамотности» |
||
9 |
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. |
1 |
10 |
Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. |
1 |
11 |
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. |
1 |
12 |
Задачи с лишними данными. |
1 |
13 |
Решение типичных задач через систему линейных уравнений. |
1 |
14 |
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. |
1 |
15 |
Решение стереометрических задач. |
1 |
16 |
Вероятностные, статистические явления и зависимости. |
1 |
17 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» |
||
Структура и свойства вещества |
||
18 |
На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. |
1 |
Химические изменения состояния вещества |
||
19 |
Изменения состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. |
1 |
Наследственность биологических объектов |
||
20 |
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. |
1 |
21 |
Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. |
1 |
22 |
Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. |
1 |
Экологическая система |
||
23 |
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. |
1 |
24 |
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. |
1 |
25 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Модуль: «Основы финансовой грамотности» |
||
26 |
Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. |
1 |
27 |
Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. |
1 |
28 |
Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. |
1 |
29 |
Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. |
1 |
30 |
Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. |
1 |
31 |
Государственное и негосударственное пенсионное страхование. |
1 |
32 |
Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником. |
1 |
33 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
34 |
Выполнение диагностической работы |
1 |