Содержание
I. Пояснительная записка
- Цели и задачи
- Этапы реализации программы
II. Нормативно-правовая база
- Направления внеурочной деятельности.
- Организация внеурочной деятельности.
1. Модель организации внеурочной деятельности
- Принципы реализации программы
- Режим функционирования МКОУ «Эминхюрская СОШ им.А.Г.Саидова
- Промежуточная аттестация
- Образовательные результаты внеурочной деятельности
- Обеспечение программы
- Годовой план внеурочной деятельности для 1 - 4 классов
- Годовой план внеурочной деятельности для V - XI классов
IV.Ожидаемые результаты
V. Системные и несистемные занятия внеурочной деятельности
1. Формы организации внеурочной деятельности.
2.Внеурочная деятельность, реализуемая через социокультурные связи школы
3. Организации и реализации несистемной внеурочной деятельности
в МКОУ «Эминхюрская СОШ им.А.Г.Саидова»
VI. Мониторинг эффективности реализации плана внеурочной
деятельности ФГОС НОО, ООО и СОО
1.Критерии мониторинга
2. Диагностика воспитанности учащихся
3. Диагностика комфортности пребывания в школе участников
образовательного процесса
VII. Список литературы.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – без оценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. В ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько сможет узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся
с 1 по 11 классы ФГОС ООО. Учащиеся занимаются по интересам в свободных объединениях школьников данной возрастной группы. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 ч. в неделю на ученика) во второй половине учебного дня.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
1.Цель внеурочной деятельности: - Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
- Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Основные задачи:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
- развитие индивидуальности ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формирование системы УУД в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения с социумом.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Внеурочная деятельность позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку;
- улучшить условия для развития ребёнка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Работа школы позволяет использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность обучающихся, как в урочное, так и во внеурочное время.
Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребёнку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребёнка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
Для ребёнка создаётся особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
2.Этапы реализации программы внеурочной деятельности:
этап |
Задачи |
Мероприятия |
1 Проектный (август - 2021г.) |
Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности |
Предполагается осуществить разработку модели внеурочной деятельности, создать творческие лаборатории и программы их деятельности, определить концептуальные положения и диагностические средства мониторинга за результатами развития личности учащихся. Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении. |
2 Практический (2021 – 2022 г.г.) |
Реализация программы |
Реализация подпрограмм, апробация и использование в образовательном процессе личностно ориентированных технологий, приемов, методов обучения и воспитания школьников, социальной и психологической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей; проведение мониторинга развития личности обучающегося. |
3 Обобщающий (май 2022г.) |
Подведение итогов |
Обобщение опыта работы администрации, педагогов, родителей и учащихся школы по моделированию и построению программы внеурочной деятельности, наметить перспективы и пути дальнейшего развития программы. Организация и проведение общешкольных мероприятий. |
II. Нормативно-правовое обеспечение программы внеурочной деятельности:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012г. №273 3ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
- Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960.
- Основная образовательная программа основного общего образования.
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
- Программа воспитания и социализации обучающихся.
- Потребности семьи, общества и государства.
- Согласование запросов участников образовательного процесса в основном общем образовании как основание общественного договора.
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. 223 с.
- В школе разработаны следующие документы, создающие правовую основу внеурочной деятельности:
- Устав школы.
- Правила внутреннего распорядка.
- Договор школы с родителями (законными представителями) обучающихся.
- Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).
- Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.
- Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.
- Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
- Положение о рабочих программах учебных курсов, дисциплин (модулей).
- Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).
Составлены локальные акты, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, ООО и СОО:
- Учебный план основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования;
- Положение о внеурочной деятельности;
- Перечень программ внеурочной деятельности;
- Положение о программах;
- Рабочие программы внеурочной деятельности;
- Расписание внеурочной деятельности учащихся 2-11 классов.
- Материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
- Кадры для проведения внеурочных занятий;
- Информирование родителей о системе внеурочной деятельности.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 2-11 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов человека (в первую очередь именно это определяет специфику внеурочной деятельности) – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
1. В соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО и СОО внеурочная деятельность организуется по направлениям:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общекультурное,
- обще-интеллектуальное.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Основные задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Данное направление реализуется через подпрограмму спортивно-оздоровительной деятельности школы «В здоровом теле – здоровый дух».
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, дни здоровья, выпускаются газеты.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Основные задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, в решении общих проблем.
В основу работы по данному направлению разработана Программа воспитания и социализации школьников. По итогам работы в данном направлении проводятся уроки нравственности, месячники, вахты памяти, тематические недели, презентации, творческие отчёты, коллективно-творческие дела.
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основы культуры межэтнического общения;
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
Данное направление реализуется программой «Дорогами и тропами Дагестана». По итогам работы в данном направлении проводятся профилактические и социально – значимые акции, конкурсы, защиты проектов.
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основными задачами являются:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда;
- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.
Данное направление реализуется участием детей в дистанционных
олимпиадах, проектах, интеллектуальных играх и конкурсах.
По итогам работы в данном направлении проводятся публичные выступления.
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Основными задачами являются:
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
- становление активной жизненной позиции;
- воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Данное направление реализуется через посещения учреждений культуры, участие в конкурсах, фестивалях, выставках, концертах на уровне школы и вне школы.
III.Организация внеурочной деятельности
1.МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модель организации внеурочной деятельности школы — оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники организации (учителя, педагог-психолог, старший вожатый и др.). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОО, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Механизм конструирования оптимизационной модели:
Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;
- ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения.
Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения.
2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов,
4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии.
5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе.
6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательной организации ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
По направлению духовно-нравственной деятельности разработаны программы:
«От простого к сложному. Отличник ЕГЭ», «Язык и речь-чудо из чудес», «Моя золотая полка», «Сложности русского языка», «Лексикадай умуми малуматар», «В поисках автора», «Занимательна грамматика», «Волшебный мир книг» - понятия любви к Родине, языку нашей страны, гражданственность и права ребёнка, нравственные ценности и достопримечательности русской земли, любовь к книге изучаются в форме игр-путешествий, экскурсий и т.д.
По направлению социальной деятельности разработаны программы:
«Уроки здоровья», «Академия добрых дел», «Играем, учимся, творим» (индивидуальная и групповая формы работы психолога) - приобщение детей к правилам социальной жизни, безопасному поведению в быту.
По направлению общеинтеллектуальной деятельности реализуются кружки: «Шахматы», «Математика и конструирование», «Решу ОГЭ сам», «Развитие интеллектуальных умений» ,«Юный обществовед»,
«Трудные вопросы по обществознанию».
По направлению общекультурной деятельности ведутся занятия:
«Музыка» - пение, музыкальные занятия, положительно влияют на здоровье детей, их психическое состояние. Планируется проведение концертов для родителей, участие в общешкольных мероприятиях.
«Изостудия», «Умелые ручки» - обучение рисованию, изготовлению аппликаций, основам дизайна. Планируется проведение выставок, участие в конкурсах.
«Разговор о здоровом питании», «Полезные привычки – полезные навыки»
По направлению спортивно-оздоровительной деятельности ведутся занятия:
«Волейбол», «Футбол» (на выбор учащихся : футбол, баскетбол) – развитие координации,
Направления внеурочной деятельности способствуют сплочённости классных коллективов, выявлению одарённых детей, социализации и адаптации детей в социуме.
2. Режим функционирования МКОУ «Эминхюрская СОШ им.А.Г.Саидова» установлено в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и Уставом школы.
Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели - максимальная учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям СанПин 2.4.2. 2821-10 и осуществляется в соответствии с планом и расписанием занятий в количестве до 10 часов в неделю.
Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, и других образовательных организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными представителями) обучающихся, справок, указанных организаций.
Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через 40 минут после окончания учебной деятельности.
Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так же с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней.
1.4. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской,дагестанской), этнической, культурной и др.
3. Обеспечение программы
Программа внеурочной деятельности на 2021/2022 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и предусматривает организацию внеурочной деятельности в 1-11 классах, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Общеобразовательная организация укомплектована педагогическими кадрами и обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно данному плану внеурочной деятельности.
Программы внеурочной деятельности реализуются в соответствии с запросом обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии рабочих программ, утвержденных на методических объединениях школы.
4. Годовой план внеурочной деятельности
для 1 - 4 классов на 2021-2022 учебный год
Направление |
Название программы |
Количество часов в год |
||||||||
1а |
|
2а |
2б |
3а |
3б |
4а |
4б |
|
||
Спортивно-оздоровительное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Духовно-нравственное |
«Русский |
|
|
34 |
34 |
34 |
34 |
|
|
|
язык.
|
|
|
|
|
|
|
34 |
34 |
|
|
Социальное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обще-интеллектуальное |
Шахматы
|
34 |
|
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общекультурное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего часов |
34 |
34 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
|
Примечание: при выборе занятий по внеурочной деятельности учащимися 1-4 классов предусматривается посещение 10 часов в неделю.
5.Годовой план внеурочной деятельности
для V - XI классов
Направление |
Название программы |
Количество часов в год |
|||||||||||
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10 |
11 |
||
Спортивно-оздоровительное
|
Футбол Волейбол |
|
|
|
|
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
|
|
Духовно-нравственное |
«Русский |
34 |
34 |
|
34 |
|
|
|
34 |
|
|
|
34 |
язык. Род.язык (лезгинский)
|
|
|
|
34 |
|
|
|
|
34 |
34 |
34 |
34 |
|
Социальное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обще-интеллектуальное |
Шахматы
|
34 |
34 |
34 |
|
|
34 |
|
34 |
|
|
|
|
математика |
|
|
|
|
|
|
|
|
34 |
34 |
|
|
|
Обществознание |
|
|
|
|
|
|
34 |
|
|
|
34 |
|
|
Общекультурное |
ИЗО |
|
|
|
|
34 |
|
|
|
|
|
|
|
музыка |
|
|
34 |
|
34 |
34 |
|
|
|
|
|
|
|
технология |
|
|
|
|
|
|
34 |
|
|
|
|
|
|
Всего часов |
68 |
68 |
68 |
68 |
102 |
102 |
102 |
102 |
102 |
102 |
68 |
68 |
Примечание: при выборе занятий по внеурочной деятельности обучающихся 5-11 классов предусматривается посещение не более 5 часов в неделю.
IV. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности .
Спортивно-оздоровительное направление:
- понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека;
- осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье;
- умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;
- способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре;
Духовно-нравственное направление:
- осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, Дагестана своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- сформированная гражданская компетенция;
- понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Общеинтеллектуальное направление:
- осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству;
- сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно- практической деятельности;
- сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации);
- развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
- способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию;
Общекультурное направление:
- понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей;
- сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе;
- сформированная потребность повышать сой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности;
- знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Социальное направление:
- овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни;
- сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом;
- достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия;
- сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность;
- умение коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми, овладение социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности.
V. Системные и несистемные занятия внеурочной деятельности.
1. Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет общеобразовательная организация.
При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и несистемные занятия (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя).
Системные курсы реализуются по всем пяти направлениям, в соответствии с расписанием по внеурочной деятельности.
Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы классного руководителя и учителей по предметам с применением модульной системы.
В плане внеурочной деятельности заложены часы модулей:
- модуль классного руководителя «Я – гражданин»;
- модуль учителей физической культуры, классных руководителей «Здоровое поколение»;
- модуль классного руководителя «Школьный календарь событий»;
- модуль учителей по предметам «Знание - сила» (участие в конкурсах, олимпиадах);
- модуль классного руководителя: «Школа жизни»;
- модуль «Социальное ориентирование»;
- модуль «Трудовая деятельность»;
- модуль «Добрая дорога Детства» - по профилактике правонарушений.
В данных модулях отсутствует расписание занятий внеурочной деятельности, так как проводятся в свободной форме, с учётом основных направлений плана внеурочной деятельности и с учётом скользящего графика проведения мероприятий, конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Возможно проведение занятий с группой учащихся, с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.
Несистемные (тематические) курсы разрабатываются из расчета общего количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности.
Образовательная нагрузка несистемных (тематических) курсов распределяется в рамках четвертей. Для оптимизации занятий внеурочной деятельности и с учётом требований норм СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» эти занятия отсутствуют в сетке расписания занятий внеурочной деятельности. В журнале указывается количество часов, затраченных на проведение каждого занятия.
Реализация плана внеурочной деятельности основного общего и среднего общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента последующего обучения, в том числе:
- развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- получения опыта самостоятельного социального действия;
-приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности;
- формирования социокультурной идентичности: страновой (российской, дагестанской), этнической, культурной и др.;
- воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирования чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования в них принимаемой обществом системы ценностей;
- достижения метапредметных результатов;
- формирования универсальных учебных действий;
- формирования познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности с обществом и окружающими людьми;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.
2. Внеурочная деятельность, реализуемая через социокультурные связи школы.
Внеурочная деятельность организуется так же в сотрудничестве с организациями, местным сообществом, социальными партнерами школы, с учреждениями культуры, общественными организациями.
Социокультурное взаимодействие МКОУ « Эминхюрская СОШ им.А.Г.Саидова»
№ |
Учреждения дополнительного образования и культуры |
Формы взаимодействия |
|
Дом культуры с. Эминхюр |
|
Тематические праздники |
||
|
||
|
ДЮСШ |
Занятия обучающихся в спортивных секциях |
Спортивные соревнования |
||
|
Сельская библиотека |
Информационное сопровождение учебного процесса |
Встречи-беседы |
||
|
Музей имени Етима Эмина |
Экскурсии в музей |
Выставки творческих работ |
||
Посещение спектаклей, концертов |
||
Проведение турниров КВН и «Что? Где? Когда?» |
||
|
Производственные мероприятия и учреждения села |
Учебные и познавательные экскурсии |
Профориентационная работа |
3.Организация и реализация несистемной внеурочной деятельности
в МКОУ «Эминхюрская СОШ им.А.Г.Саидова»
на 2021-2022 учебный год
№ |
Форма |
Класс |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Ответственные за проведение |
НАПРАВЛЕНИЕ: СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ |
|||||
|
Декадники по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма. «Внимание – дети!» |
2-9,10-11 |
2 |
5-10 сентября |
Классные руководители |
|
Тренировочная эвакуация 1 -11 классы |
5-9,10-11 |
2 |
сентябрь, май |
Директор преподаватель ОБЖ |
|
Акции «Мы против терроризма», «Экстремизм-зло!» |
8-9,10-11 |
6 |
03 сентября |
Классные руководители, преподаватель ОБЖ |
|
Работа редколлегии школы |
5-9,10-11 |
2 |
04-07 октября |
Учитель русского языка и литературы |
|
Соревнования по мини-футболу |
5-9,10-11 |
2 |
октябрь |
Учителя физкультуры |
|
Месячник «Здоровый образ жизни» |
2-9,10-11 |
4 |
ноябрь, апрель |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
|
Волонтерская акция «Лицей - за здоровый образ жизни!»: - «Мы – за трезвость» -Дагестанская молодежь выбирает ЗОЖ» |
5-9,10-11 |
2 |
03-07 декабря, 17-18 мая |
Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя физкультуры |
|
Тематические классные часы с просмотром видеофильмов «СПИД». Поведение в экстремальных ситуациях |
8-9,10-11 |
4 |
декабрь, май |
Классные руководители, преподаватель ОБЖ |
|
Профилактика заболевания гриппом и ОРВИ. Составление «Листков здоровья класса». Беседы по иммунизации жителей. |
2-9,10-11 |
6 |
сентябрь, январь |
Медсестра, классные руководители |
|
Военно-спортивный праздник «Защитники Отечества» |
8-9,10-11 |
2 |
февраль |
Учителя физкультуры |
|
Проведение месячника военно-патриотического воспитания «Мы – патриоты» ( комплекс мероприятий гражданско-патриотической направленности) |
5-9,10-11 |
8 |
февраль |
Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя физкультуры |
|
Акции «Защити свою жизнь», «Семья и здоровье», «Твое счастье в твоих руках» |
8-9,10-11 |
2 |
12 ноября, 01 марта |
Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя физкультуры, учитель биологии |
|
Конференции «Строим дом своего здоровья», «Экология здоровья» |
5-9,10-11 |
2 |
март |
Классные руководители, учитель биологии |
|
Участие в акции «Экология. Безопасность. Жизнь» (комплекс мероприятий экологической направленности» |
8-9,10-11 |
2 |
апрель |
Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя физкультуры |
|
Оформление рисунков, плакатов, фотовыставки, презентаций «А ты, занимаешься спортом?», «Моя спортивная семья», «Мы за ЗОЖ», «Я прививки не боюсь» |
2-9,10-11 |
2 |
апрель |
Классные руководители, учитель ИЗО |
|
Тематический конкурс презентаций, плакатов «Не шути с огнем!», посвященный Дню пожарной охраны. Пожарная безопасность. Участие в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту» |
2-9,10-11 |
2 |
9 сентября, 30 апреля |
Преподаватель ОБЖ, классные руководители |
|
Тематические классные часы с просмотром видеофильмов «МЧС предупреждает». Поведение детей на дорогах, водных объектах в летний период. |
2-9,10-11 |
4 |
май |
Классные руководители, сотрудники ГО и ЧС |
18.
|
Акции ЮИД совместно с ОГИБДД
|
5-9,10-11
|
2
|
сентябрь-апрель
|
Классные руководители, сотрудники ГИБДД
|
19.
|
Участие в районной Спартакиаде школьников (по отдельным видам спорта)
|
8-9,10-11
|
6
|
сентябрь-май
|
Преподаватели физической культуры
|
20.
|
Уроки безопасности : «Заметный пешеход», «Безопасность на дорогах», «Я –пассажир», «Водоемы: чего стоит бояться?» |
2-9,10-11
|
4
|
сентябрь-май
|
Классные руководители, преподаватель ОБЖ
|
21.
|
Проекты «Карта моего здоровья»
|
8-9,10-11
|
2
|
сентябрь
|
Классные руководители
|
НАПРАВЛЕНИЕ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ |
|||||
|
Классный час «Урок Мира и Добра», посвященный Дню Знаний |
2-9,10-11 |
1 |
01 сентября |
Классные руководители |
|
Школьная акция «День самоуправления», посвященная Международному Дню учителя |
5-9,10-11 |
2 |
05 октября |
Классные руководители, Совет старшеклассников |
|
Волонтерские акции, посвященные Дню пожилого человека |
5-9,10-11 |
1 |
Октябрь |
Классные руководители, психолог |
|
Тематический классный час «День народного Единства» |
5-9,10-11 |
1 |
26 октября |
Классные руководители |
|
Конкурс фотографий «Россия - многонациональная страна», посвященный Дню народного Единства |
5-9,10-11 |
1 |
02 ноября |
Зам. директора по ВР |
|
Школьная акция: «16 ноября - Международный день толерантности»: - проведение тренингов «14 шагов толерантности»; - Акция «Возьмемся за руки, друзья» |
2-9,10-11 |
2 |
16 ноября |
Классные руководители |
|
Концерт, посвященный Дню Матери в России |
2-9,10-11 |
1 |
27 ноября |
Зам. директора по ВР, Совет старшеклассников |
|
Акция «День героев Отечества» |
5-9,10-11 |
2 |
09 декабря |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
|
Единый классный час «День Конституции РФ» |
2-9,10-11 |
1 |
12 декабря |
Классные руководители, приглашенные гости |
|
Фотовыставки: - «Новый год шагает по планете» |
2-9,10-11 |
2 |
Декабрь - январь |
Учителя-предметники |
|
Школьный и муниципальные этапы всероссийского фестиваля «Живая классика» |
5-9,10-11 |
3 |
Январь - февраль |
Зам. директора по УВР, учителя русского языка и литературы |
|
Единый классный час (с приглашением участников локальных войн, ветеранов ВОВ): «Есть такая профессия - Родину защищать» |
5-9,10-11 |
2 |
19 февраля |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
|
Фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», посвященный Дню защитника Отечества |
5-9,10-11 |
2 |
22 февраля |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
|
Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы. Акция «Весна Победы» |
2-9,10-11 |
3 |
Май |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
|
Экскурсии |
5-9,10-11 |
9 |
По плану классных руководителей |
Классные руководители |
НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ |
|||||
|
Торжественная линейка, посвященная «Первому звонку» |
1-9,10-11 |
1 |
01 сентября |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
|
«С Днем учителя!» - праздничные поздравления учащихся школы |
5-9,10-11 |
2 |
05 октября |
Классные руководители |
|
Осенняя ярмарка «Дары осени» (фотовыставка и выставка поделок) |
2-9,10-11 |
2 |
Октябрь |
Классные руководители |
|
Праздничные поздравления ко Дню пожилого человека |
5-9,10-11 |
1 |
01 октября |
Классные руководители, Совет старшеклассников |
|
Праздничная программа «Осенний бал» |
5-9,10-11 |
3 |
Октябрь |
Зам. директора по ВР, Совет старшеклассников |
|
«Минута славы» |
5-9,10-11 |
4 |
13 ноября |
Классные руководители |
|
Фестиваль детского творчества «Новый год шагает по планете» |
5-9,10-11 |
2 |
Декабрь |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
|
Фестиваль детского кино, посвященный Дню детского кино |
5-9,10-11 |
2 |
Январь |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
|
Школьный и муниципальный этап областного фестиваля «Мир начинается с детства». Номинации: «Художественное слово», «Эстрадное пение», «Народное пение», «Танец», «Оригинальный жанр» |
5-9,10-11 |
4 |
Февраль - март |
Зам. директора по ВР, зам. директора по УВР, учителя-предметники |
|
Всемирный день Земли. Конференция |
5-9,10-11 |
2 |
22 марта |
Учитель биологии |
|
Акция «Всемирная неделя добра» (помощь приюту для животных) |
5-9,10-11 |
3 |
14 апреля |
Классные руководители |
|
Акция «Сделаем мир чище» |
2-9,10-11 |
1 |
Апрель |
Классные руководители |
|
Праздничный концерт «Весна Победы», посвященный Дню Победы в ВОВ» |
5-9,10-11 |
2 |
Май |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
|
Единый классный час, посвященный окончанию учебного года «Здравствуй, лето!» |
2-9,10-11 |
1 |
25 мая |
Классные руководители |
|
Классные часы и иные внутриклассные мероприятия, посещение театров, концертов и т.д. |
5-9,10-11 |
5 |
В течение учебного года |
Классные руководители |
НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ |
|||||
|
Участие в математических боях |
7 |
1 |
По отдельному плану |
Учителя математики |
|
Участие в Олимпиаде «Финансовая грамотность» |
5-7,10-11 |
1 |
Октябрь |
Учителя истории и экономики |
|
Школьный, муниципальный, этапы Всероссийской олимпиады школьников по предметам |
5-7,10-11 |
3 |
Октябрь, ноябрь, январь |
Учителя-предметники |
|
Историческая викторина «Великие люди разных эпох», посвященная Дню народного Единства |
5-7,10-11 |
2 |
Ноябрь |
Учителя истории |
|
Участие в молодежных предметных чемпионатах по всем предметам |
5-7,10-11 |
3 |
В течение года (отдельный план) |
Учителя-предметники |
|
Мероприятия, посвященные Дню Всероссийской науки» |
5-7,10-11 |
3 |
Февраль |
Зам. директора по УВР, учителя-предметники |
|
Защита проектов по исследовательской деятельности в рамках внеурочных и элективных занятий |
5-7,10-11 |
6 |
Декабрь, май |
Учителя-предметники |
|
Мероприятия, посвященные Дню космонавтики |
5-7,10-11 |
2 |
Апрель |
Зам. директора по УВР |
НАПРАВЛЕНИЕ : СОЦИАЛЬНОЕ «ШКОЛА ЖИЗНИ» 25 часов (+ 10 летняя практика) и добровольчество |
|||||
|
Экологическая акция «Школьный двор» |
5-10-11 |
2 |
Вторая половина сентября |
Зам. директора по АХЧ, классные руководители, учителя технологии |
|
Экологическая акция «Мы- за чистоту» |
8 |
2 |
Вторая половина сентября |
Зам. директора по АХЧ, классные руководители, учителя технологии |
|
Выборы актива класса. Распределение поручений в классе |
5-10-11 |
2 |
До 10 сентября |
Классные руководители |
|
Выборы актива класса. Распределение поручений в классе |
8 |
2 |
До 10 сентября |
Классные руководители |
|
Организация дежурства по классу, школе |
5-10-11 |
1 |
До 10 сентября |
Классные руководители |
|
Организация дежурства по классу, школе |
8 |
1 |
До 10 сентября |
Классные руководители |
|
Всероссийский урок безопасности в сети Интернет |
5-10-11 |
1 |
Октябрь - ноябрь |
Учителя информатики, классные руководители |
|
Создание Интернет-патруля |
8 |
1 |
Октябрь - ноябрь |
Учителя информатики, классные руководители |
|
КТД «Неделя правовых знаний» |
5-10-11 |
2 |
Ноябрь |
Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя истории, сотрудники ПДН УМВД |
|
Круглый стол «Юные правоведы» |
8 |
2 |
Ноябрь |
Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя истории, сотрудники ПДН УМВД |
|
Разработка проекта и оформление школы к Новому году |
5-10-11 |
2 |
Декабрь |
Классные руководители, Совет старшеклассников |
|
Тематический классный час «Мы с тобой за мир в ответе». Выступление волонтеров |
5-10-11 |
1 |
Март |
Классные руководители |
|
Тематический классный час «Мы с тобой за мир в ответе». Выступление волонтеров |
8 |
1 |
Март |
Классные руководители |
|
Трудовая акция «За чистоту школы!» (субботники) |
5-10-11 |
2 |
Апрель |
Классные руководители |
|
Трудовая акция «За чистоту школы!» (субботники) |
8 |
2 |
Апрель |
Классные руководители |
|
Акция милосердия: «С добрым утром, ветеран!». Поздравление на дому ветеранов ВОВ |
5-10-11 |
3 |
Апрель - май |
Классные руководители |
|
Флеш-моб ко Дню Победы «Этих дней не смолкнет слава» |
8 |
3 |
Апрель - май |
Классные руководители |
|
Тематический классный час «Мир профессий» |
5-10-11 |
1 |
Ноябрь |
Классные руководители |
|
Тематический классный час «Мир профессий» |
8 |
1 |
Ноябрь |
Классные руководители |
|
Экскурсии на предприятия учреждения села. |
5-10-11 |
8 |
В течение учебного года |
Классные руководители |
|
Профессиональные тренинги и тестирование «Моя будущая профессия» |
8 |
8 |
В течение учебного года |
Классные руководители |
VI. Мониторинг эффективности реализации плана внеурочной
деятельности ФГОС НОО, ООО и СОО
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательной организацией плана внеурочной деятельности ФГОС ООО и СОО,ООО выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Диагностика воспитания и социализации складывается из общих (системных) показателей и частной диагностики (анализа и самоанализа).
Системная диагностика осуществляется с помощью объединенной карты индикаторов (показателей работы школы).
1. Критерии мониторинга:
1. Критерий результативности (УУД, олимпиады, победы в конкурсах, динамика состоящих на учете, количества учеников в школе, текучесть кадров и т.п.) – помогает оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем единстве в общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников ОП, будет ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной жизни, что, несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и росту показателей дезадаптивной группы. «Слабые места», за счет которых будет происходить дисбаланс показателей и напротив сильные стороны, которые позволят определить ресурсные проекты можно подробнее проанализировать по следующим показателям.
2. Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем либо; все ли категории участников ОП принимают участие в жизни школы как воспитательной системы). Если нет мотивации находиться в школе – всем или каким-то отдельным участникам ОП, значит не найдена необходимая тональность в предложениях школы – надо искать, может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность или рост вовлеченности, то это говорит о правильном направлении работы школы, соответствии ее предложения спросу (то что предлагается – действительно интересно участникам ОП).
3. Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих объединений учителей, родителей; обновление материально-технической базы, и пр.; для всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как воспитательной системы). Может быть, что все предложения школы хороши, но их слишком мало. Или наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит это не адекватные предложения.
4. Критерий Качественной оценки (удовлетворенность всех участников ОП, мотивация к обучению, СМИ о лицее и пр.). Этот показатель нуждается в углубленной разработке. Действительно по-настоящему оценить успешность развития воспитательной системы могут только качественные характеристики. Но они трудно поддаются стандартизации.
В плане внеурочной деятельности школы предусмотрена работа творческих групп педагогов по поиску методов структурированного изучения качественных показателей, которые можно было бы присоединить к общим, количественным индикаторным показателям. Наряду с некоторыми психолого-педагогическими методиками на данный момент как основной нами используется метод структурированного наблюдения и экспертных оценок.
Частная диагностика состояния элементов внеурочной деятельности складывается из методов, позволяющих проанализировать качественные характеристики ее субъектов и параметры воспитывающей среды. Соответственно в структуре частной диагностики мы выделяем инструментарий для анализа и самоанализа работы педагогов (предметников и классных руководителей), воспитанности учащихся, а так же комфортности пребывания в лицее участников образовательного процесса и здоровьесберегающую инфраструктуру лицея.
2.Диагностика воспитанности учащихся
Выбирая инструментарий оценки воспитанности учащихся, мы изучили и продолжаем изучать большое разнообразие литературы по этому вопросу. Таким образом, мы понимаем диагностику воспитанности как диагностику степени сформированности необходимых для успешной жизненной адаптации компетенций в соответствии с образом выпускника на каждой ступени. Эта оценка осуществляется на основании:
- методов структурированного педагогического наблюдения по схеме образа выпускника;
- психологического обследования (тестирования и анкетирования);
- результативности в учебной деятельности;
- карты активности во внеурочной деятельности.
Однако нас интересует и отсроченные результаты своей работы: мы ведем мониторирование социальной успешности наших учеников. Перспективой является разработка минимума диагностического инструментария и его компьютеризация с целью полноценного анализа работы по внеурочной деятельности.
3.Диагностика комфортности пребывания в школе участников
образовательного процесса
Методы:
1. Блок анкет для изучения удовлетворенности участников ОП.
2. Блок методик для изучения удовлетворенности ОП и анализа образовательного спроса в рамках внеурочной деятельности.
Критериями эффективности реализации лицеем плана внеурочной деятельности является динамика основных показателей обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательной организации.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса работы по внеурочной деятельности обучающихся:
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса работы по внеурочной деятельности.
Список литературы
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011
- гражданина России. – М.: Просвещение, 2009
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2011.
- ФГОС ООО. – М.: Просвещение, 2011.
Расписание
внеурочной деятельности в МКОУ «Эминхюрская СОШ» им.А.Г.Саидова
В 2021-2022 учебном году
№ |
Ф.И.О. учителя |
Класс |
Направление внеурочной деятельности |
Название кружка, секции |
Количество часов в неделю |
Время проведения |
1. |
Рамазанова Румина Карабековна |
2 «а» 2 «б» 3 «а» 3«б» |
Духовно-нравственное |
«Волшебный мир книг» «Занимательная грамматика» |
1 1 1 1 |
Пятница 1210 Суббота 1210 Понедельник1210 Среда 1210 |
2. |
Селимова Ромелла Карабековна |
4 «б»
|
Духовно-нравственное |
«Занимательная грамматика» |
1 |
Среда 1210 |
3. |
Рамазанова Зарема Гаджимагомедовна |
4 «а» |
Духовно-нравственное |
«Занимательная грамматика» |
1 |
Вторник 1210 |
4. |
Джинетов Казимагомед Джинетович |
5 «а» 7 «б» 8 «б» |
Обще-интеллектуальное |
«Шахматы» |
1 |
Понедельник 1410 Вторник 1410 |
5. |
Нурметова Афият Айнудиновна |
5 «а» 5 «б» 6 «б» |
Духовно-нравственное |
«Язык и речь-чудо из чудес» «Моя золотая полка» «Моя золотая полка» |
1
1 1
|
Вторник 1410 Среда1410 Суббота1410 |
6. |
Абдулаев Эдик Алиметович |
7 «а» |
Общекультурное |
«Изостудия» |
1 |
Вторник1410 |
7. |
Магарамов Шакир Магорамович |
6 «а» 7 «а» 7 «б» |
Общекультурное |
Музыка Музыка Музыка |
1 1 1 |
Вторник 1410 Пятница 1400 Вторник1410 |
8. |
Базаева Марал Зейнудиновна |
8 «б» |
Духовно-нравственное |
«Тайны русского языка» |
1 |
Четверг1410 |
9. |
Мурадагаев Шагломаз Джамалович |
8 «а»
10 |
Обще-интеллектуальное |
«Юный обществовед» «Трудные вопросы по обществознанию» |
1 1 |
Понедельник1400 |
10 |
Казиева Гюлназ Билкасумовна |
9 «а» |
Обще-интеллектуальное |
«Решу ОГЭ сам» |
1 1 |
Среда 1400 |
11 |
Тагирбекова Эльмира Башировна |
9 «а» 9 «б» |
Духовно-нравственное |
«Сложности русского языка» |
1 1 |
Вторник 1410 Четверг 1410 |
12. |
Биримбеков Низами Абдулаевич |
10 |
Духовно-нравственное |
«Лексикадай умуми малуматар» |
1 |
Пятница 1410 |
13. |
Рамазанова Румина Ханмагомедовна |
6 «а» 5 «б»
|
Обще-интеллектуальное |
«Шахматы» |
1 1
|
Среда 1400
|
14. |
Джигеров Джигерхан Гаджиевич |
8 «б» 8 «а» 7 «а» 7 «б» 9 «б» 9 «а» |
Спортивно -оздоровительное |
«Футбол»
«Волейбол» |
2 1 1 2 |
Понедельник1410 Вторник 1410 Среда 1400 Четверг1400 |
15 |
Эскендаров Шимердан Кахриманович |
8 «а» |
Общекультурное |
«Умелые ручки» |
1 |
Среда 1400
|
16 |
Меджидов Эшреф Меджидович |
9 «б» |
Обще-интеллектуальное |
«Решу ОГЭ сам» |
1 |
Понедельник 1400 |
17 |
Бидирханов З.С. |
6 «б» |
Духовно-нравственное |
«В поисках автора» |
1 |
Суббота 1400 |
18 |
Мурадагаева Иф рансат Гаджимагомедовна
|
11 |
Духовно-нравственное |
От простого к сложному. Отличник ЕГЭ |
2 |
Пятница 1400 |